Самолёты дальнего радиолокационного дозора китайской морской авиации

Самолёты дальнего радиолокационного дозора китайской морской авиации
В конце 1990-х командование НОАК пришло к выводу о необходимости иметь в боевом составе ВВС самолёты дальнего радиолокационного дозора. Для этого в 1997 году был создан китайско-российско-израильский консорциум, целью которого стало создание авиационного комплекса дальнего обнаружения и управления.

Подрядчиками выступали израильская фирма Elta и российский ТАНТК им. Г. М. Бериева. Российская сторона взяла на себя подготовку для переоборудования серийного А-50 из переданного из наличия МО РФ, а израильтяне обязались установить на него РЛС EL/M-205 Phalcoon. Однако под давлением США израильская сторона в 2000 году объявила о выходе из программы при высокой степени готовности головного самолёта.

Самолёты дальнего радиолокационного дозора китайской морской авиации
Впрочем, до этого специалисты из «поднебесной» сумели получить доступ к материалам, касающимся израильского радарного комплекса, так что отказ Израиля от сотрудничества с КНР не сильно сказался на темпах создания китайского летающего радарного пикета, и уже в 2004 году началась опытная эксплуатация первого самолёта ДРЛО KJ-2000. Всего ВВС НОАК получили четыре таких машины, передача последнего самолёта этого типа заказчику произошла в 2008 году.

Самолёты ДРЛО KJ-2000 строились на базе российских военно-транспортных Ил-76ТД и оснащались китайским радиотехническим комплексом, который во многом повторял израильские наработки.

Самолёты дальнего радиолокационного дозора китайской морской авиации
По меркам двадцатилетней давности аппаратура, установленная на борту KJ-2000, обладала неплохими возможностями. Радиолокатор с АФАР в неподвижном грибовидном обтекателе обеспечивал обнаружение высотных объектов на дальности более 400 км и мог сопровождать одновременно 100 целей. По дальности обнаружения и числу одновременно сопровождаемых целей радиолокационный комплекс китайского «небесного ока» примерно соответствовал характеристикам РТК самолёта А-50.

Для своего времени связное и навигационное оборудование было достаточно совершенным, а вывод радиолокационной информации осуществлялся на цветные жидкокристаллические мониторы. В китайских СМИ утверждается, что один KJ-2000 способен одновременно управлять действиями нескольких десятков боевых самолётов.

В отличие от А-50, доставшихся России в наследство от СССР, китайские KJ-2000 не простаивали на аэродроме и активно участвовали в различных учениях, в испытаниях новых ракет и боевых самолётов, а также патрулировали воздушное пространство вдоль Формозского пролива, приграничные районы с Индией и Вьетнамом. В промежутках между учениями, тестами и патрулированиями самолёты ДРЛО проходили техническое обслуживание, ремонт и малую модернизацию на предприятии авиастроительной компании Xi’an Aircraft Company (ХАС) в городе Сиань.

Вскоре после ввода в строй четырёх KJ-2000 китайские представители высказали заинтересованность в приобретении дополнительной партии усовершенствованных Ил-76МД-90А с двигателями ПС-90А3 для строительства воздушных радарных постов, с улучшенным бортовым оборудованием и аппаратурой радиотехнической разведки. Однако всё упёрлось в отсутствие новых базовых самолётов, сборка которых в те годы в России не велась, а заказчик отказался приобретать бывшие в употреблении транспортники из состава ВВС РФ.

Первые китайские серийные самолёты ДРЛО стали для ВВС НОАК этапными машинами, позволившими накопить необходимый опыт и выработать методики применения. В настоящее время KJ-2000 выработали свой ресурс и заменяются новыми китайскими самолётами ДРЛО.

Осмыслив статистику эксплуатации KJ-2000, китайские военные аналитики пришли к выводу, что эта тяжелая машина является неоптимальной по критерию «стоимость-эффективность». Самолёт ДРЛО, созданный на базе реактивного тяжелого транспортника, стоил слишком дорого, обладал низкой топливной эффективностью и предъявлял жёсткие требования к аэродромам базирования. Специалисты решили, что гораздо более предпочтительным для ведения регулярного патрулирования является самолёт среднего класса с экономичными турбовинтовыми двигателями. С учётом стоимости базовой машины и габаритов радиотехнического комплекса, начался поиск оптимального варианта. Подходящей платформой сочли военно-транспортный Y-8 (копия Ан-12) и его улучшенный вариант Y-9.

Самолёт ДРЛО KJ-200

Ещё до ввода в строй первого «стратегического» самолёта ДРЛО на базе Ил-76ТД в КНР начались работы по созданию относительно недорогого турбовинтового «тактического» летающего радарного поста. Головной прототип самолёта KJ-200, построенный на базе военно-транспортного Y-8F-200, поднялся в воздух 8 ноября 2001 года.

Самолёты дальнего радиолокационного дозора китайской морской авиации
Как и на «стратегическом» самолёте ДРЛО KJ-2000, на «тактическом» воздушном радиолокационном пикете KJ-200 применён радиолокатор с неподвижной АФАР. Однако вместо круглого тарелкообразного обтекателя, внутри которого установлены три неподвижных антенных модуля с полем обзора 120° каждый, на самолёте KJ-200 используется антенна в удлинённом обтекателе.

Внешне радар KJ-200 напоминает шведскую РЛС Ericsson PS-890, но при этом китайская станция гораздо крупней. Охлаждение активных приёмо-передающих модулей происходит набегающим потоком воздуха, для чего в передней части радиопрозрачного обтекателя имеется воздухозаборник. Так как угол обзора радиолокатора по каждому борту составляет 150°, в носовой и хвостовой частях самолёта имеются «мёртвые», не просматриваемые зоны. Это вынуждает вести патрулирование парой либо постоянно летать «овалом» или «восьмёркой». Но в ходе этих манёвров имеется вероятность, что будет потеряно сопровождение цели. В то же время иностранные эксперты отмечают, что по сравнению с платформами Saab 340 и Saab 2000 с радиолокаторами сходного типа, планер Y-8 предоставляет большие площади для установки радиоэлектронного оборудования, операторских консолей и мест отдыха персонала.

В январе 2005 года в воздух поднялся второй прототип, построенный на базе модернизированного военно-транспортного Y-8F-600. Эта машина являлась фактически предсерийной, имела новые более экономичные двигатели Pratt & Whitney Canada PW150B с 6-лопастными винтами и «стеклянную» кабину с авионикой от компании Honeywell.

В июне 2006 года второй прототип разбился из-за обледенения, что серьёзно задержало процесс принятия KJ-200 на вооружение. После расследования причин катастрофы были внесены изменения в конструкцию крыла и хвостовое оперение.

«Тактический» самолёт радиолокационного дозора KJ-200 официально поступил на вооружение в 2009 году. Всего построено 9 серийных экземпляров. Войсковые испытания трёх KJ-200 начались ещё до официального принятия самолёта.

Самолёты дальнего радиолокационного дозора китайской морской авиации
Спутниковый снимок Google Earth: самолёты KJ-2000 и KJ-200 на авиабазе в окрестностях Пекина, снимок сделан в августе 2009 года
В ходе тестирования турбовинтовые самолёты ДРЛО сравнивали с тяжелыми KJ-2000. Испытания вполне предсказуемо показали, что по возможностям обнаружения воздушных целей, обработке и трансляции информации бортовой радиотехнический комплекс KJ-200 заметно уступает по показателям KJ-2000. В то же время турбовинтовой KJ-200 был существенно проще в обслуживании и имел намного меньшие эксплуатационные расходы. Немаловажным фактором стало то, что подготовка к повторному вылету KJ-200 занимала на 60 % меньше времени, и после доводки надёжность менее сложной бортовой радиоэлектронной аппаратуры, построенной в основном на элементной базе, произведённой в КНР, оказалась выше.

В китайских СМИ опубликованы следующие данные KJ-200: максимальный взлётный вес составляет 61 000 кг, максимальная скорость 660 км/ч, потолок – 10 400 метров, экипаж – 10 человек. С запасом топлива 25 т самолёт может находиться в воздухе на 2 часа больше, чем KJ-2000.

Радиолокатор способен обнаруживать высотные цели на дистанции 350-400 км. Дальность обнаружения цели на фоне земли существенно меньше. Информация о воздушной обстановке предаётся потребителям по радиоканалу. Операторы с борта KJ-200 могут одновременно управлять действиями 12-15 перехватчиков. Возможности сбрасывать радиолокационную информацию в режиме реального времени на КП наземных сил ПВО и пункты наведения истребителей-перехватчиков на первом этапе не имелось.

Самолёты дальнего радиолокационного дозора китайской морской авиации
Китайская морская авиация испытывала острую потребность в самолёте дальнего радиолокационного обнаружения, способном к тому же осуществлять слежение за надводными целями. В итоге серийные KJ-200 были разделены с ВВС НОАК в пропорции 2 к 1, и адмиралы получили три самолёта ДРЛО. Однако позже, после появления более совершенных самолётов KJ-500, в морскую авиацию передали ещё один KJ-200.

Самолёты дальнего радиолокационного дозора китайской морской авиации
Спутниковый снимок Google Earth: самолёты KJ-200 на авиабазе Лайян
Флотские самолёты радиолокационного дозора KJ-200 приписаны к авиабазам Лайян в провинции Шаньдун, Ялайши и Лингшуй на острове Хайнань, где также размещаются новые самолёты ДРЛО KJ-500, разведывательные, патрульные и противолодочные: Y-8G, Y-8Х, Y-8J и Y-8Q. Все эти машины привлекаются для патрулирования морской акватории, прилегающей к китайскому побережью, ведут разведку на большом удалении от материковой части КНР, летают над спорными островами в Южно-Китайском море.

Самолёт ДРЛО KJ-500

В целом опыт создания среднего самолёта ДРЛО KJ-200 оказался удачным, но китайских военных не устраивало наличие мёртвых зон, обусловленных конструкцией радара. Опыт, полученный разработчиками и лётно-техническим составом строевых частей, дал возможность сформировать понимание того, каким должен быть современный самолёт радиолокационного дозора и управления «тактического звена», и приступить к созданию более совершенных машин такого класса.

Согласно взглядам командования НОАК, самолёт ДРЛО, действующий в течение длительного времени на значительном удалении от своей базы, должен иметь радар кругового обзора, систему дозаправки топливом в воздухе и широкий набор средств радиотехнической разведки, передачи данных и постановки помех.

В соответствии с этими требованиями на базе военно-транспортного Y-9 (удлинённая версия Y-8 с новыми двигателями и авионикой) был спроектирован KJ-500, об испытаниях которого стало известно в начале 2014 года. В 2018 году было заявлено о достижении самолётом KJ-500 «полной боевой готовности».

В отличие KJ-200 с «бревнообразным» обтекателем радара, новый самолёт имеет круглую неподвижную антенну РЛС на надфюзеляжном пилоне.

Самолёты дальнего радиолокационного дозора китайской морской авиации
Также внешними особенностями KJ-500 является наличие в хвостовой части аэродинамического гребня для компенсации потери путевой устойчивости и плоские антенны станции радиотехнической разведки. На неподвижном обтекателе РЛС китайского самолёта ДРЛО сверху обозначены сектора просмотра излучателей АФАР и имеется характерный «волдырь» антенны спутниковой связи.

Самолёты дальнего радиолокационного дозора китайской морской авиации
Большим успехом специалистов корпорации CETC является переход от РЛС с антеннами с механическим сканированием к системам с активной фазированной антенной решёткой. В КНР удалось создать и запустить в серийное производство трёхкоординатный радар дальнего обнаружения с АФАР, обеспечивающий электронное сканирование по высоте и азимуту. При этом сектор просмотра каждой из трёх плоских антенных решёток, состыкованных в форме равнобедренного треугольника, составляет не менее 140°. Таким образом, они взаимно перекрывают соседние сектора и обеспечивают круговой обзор. Наличие станции радиотехнической разведки с плоскими антеннами в задней части фюзеляжа существенно расширяет область применения самолёта.

Характеристики KJ-500 не разглашались. Эксперты считают, что взлётная масса находится в пределах 62 т. Максимальная скорость полёта – до 660 км/ч, крейсерская скорость – 550 км/ч, практический потолок – 10 400 м, максимальная продолжительность полёта приблизительно составляет 10 ч, максимальная перегоночная дальность – 5600 км. Радар KJ-500 по своим возможностям близок к БРЛС американского палубного самолёта ДРЛО Grumman E-2D Hawkeye, и истребитель МиГ-21, летящий на высоте 8000 м, может быть обнаружен на дальности более 450 км, но возможности комплекса радиотехнической разведки у китайской машины выше.

Самолёты дальнего радиолокационного дозора китайской морской авиации
Спутниковый снимок Google Earth: стоянка готовой продукции на заводском аэродроме в городе Ханьчжун
Серийное строительство базовых машин для KJ-500 осуществляется на предприятии Shaanxi Aircraft Corporation (дочернее предприятие государственного холдинга AVIC) в городе Ханьчжун провинции Шенси.

Самолёты дальнего радиолокационного дозора китайской морской авиации
Спутниковый снимок Google Earth: самолёты KJ-500 и Н-6 на заводском аэродроме в городе Сиань
Самолёты, построенные в Ханьчжуне, перегоняют на авиазавод в городе Сиань, где осуществляется монтаж оборудования и его ввод в рабочее состояние. После чего новые машины передаются заказчику.

Самолёты дальнего радиолокационного дозора китайской морской авиации
Спутниковый снимок Google Earth: самолёты KJ-500 на авиабазе Лингшуй
По состоянию на 2023 год китайская промышленность выпустила не мене 35 самолётов KJ-500. В морской авиации НОАК имеется 14 машин этого типа, которые базируются на тех же аэродромах, что и его предшественники KJ-200.

Самолёты дальнего радиолокационного дозора китайской морской авиации
Спутниковый снимок Google Earth: самолёт KJ-500 на острове Вуди
KJ-500 также осуществляют длительные патрульные полёты вдали от своего побережья. Самолёты этого типа неоднократно замечены на авиабазе, расположенной на острове Вуди в Южно-Китайском море.

Самолёт дальней радиолокационной разведки земной и водной поверхности Y-8G

Уникальным для китайской флотской авиации является самолёт Y-8G, принятый на вооружение в 2005 году. Всего построено четыре таких машины, одна из них находится в составе флотской авиации. По американским данным, Y-8G, принадлежащий флоту, на постоянной основе базируется на авиабазе ВМС НОАК Лайян в провинции Шаньдун.

Самолёты дальнего радиолокационного дозора китайской морской авиации
Y-8G построен на основе модернизированного транспортного самолёта Y-8F-400, и его легко отличить от других машин, созданных на базе китайских версий Ан-12, по выпуклым антеннам, выступающим по бокам между кабиной пилотов и крыльями. Для того чтобы их смонтировать, пришлось переделать переднюю часть фюзеляжа.

Выступающие по бокам антенны предназначены для дальней радиолокационной разведки водной и земной поверхности на большом расстоянии. Y-8G также оснащён мощными станциями РЭБ с антеннами, расположенными на вершине киля и в хвостовой части самолёта.

Самолёты дальнего радиолокационного дозора китайской морской авиации
Спутниковый снимок Google Earth: самолёт Y-8G на острове Вуди
Так же как и истребители J-11, бомбардировщики Н-6, противолодочные Y-9Q, ДРЛО KJ-500 самолёт радиолокационной разведки Y-8G регулярно совершает промежуточные посадки на острове Вуди.

Палубный самолёт ДРЛО KJ-600

Первоначально в состав авиационного крыла первого китайского авианосца «Ляонин» планировалось включить вертолёты радиолокационного дозора Ка-31 и Z-18J. Однако, протестировав вертолёты ДРЛО в деле, китайские флотоводцы решили, что они в силу недостаточного радиуса действия, малой высоты полёта и слабости радиотехнического комплекса не способны полноценно обеспечить дальнее патрулирование, своевременное оповещение и управление действиями палубных истребителей.

Практические работы по созданию палубного самолёта ДРЛО в КНР стартовали более 15 лет назад. В 2011 году начались испытания опытного прототипа JZY-01, построенного предприятием Xi’an Aircraft Company на базе транспортника Y-7 (копия Ан-26). Всего было сделано два опытных самолёта.

Самолёты дальнего радиолокационного дозора китайской морской авиации
Эти летательные аппараты не предназначались для тестирования на авианесущем корабле. Слишком крупная машина не имела складывающегося крыла, тормозного посадочного гака и усиленного шасси. К тому же весьма тяжелый самолет не мог взлететь с палубы авианосца без использования катапульты или реактивных твердотопливных ускорителей. Судя по всему, экспериментальные самолёты JZY-01 использовались для испытаний радиотехнического комплекса, отработки компоновочных и аэродинамических решений.

Самолёты дальнего радиолокационного дозора китайской морской авиации
В 2017 году стало известно об испытаниях нового палубного самолёта ДРЛО KJ-600, но не очень чёткие фотографии машины в воздухе появились относительно недавно. Судя по спутниковым снимкам, к середине 2023 года было построено не менее четырёх KJ-600.

Самолёты дальнего радиолокационного дозора китайской морской авиации
Спутниковый снимок Google Earth: самолёты KJ-600, KJ-500 и Y-8 на испытательной стоянке заводского аэродрома в городе Сиань
Геометрические размеры китайского палубного самолёта ДРЛО близки к габаритам американского Е-2 Hawkeye, а складывающееся крыло позволяет компактно размещать KJ-600 во внутренних отсеках авианосца и поднимать самолёты лифтами. При проектировании KJ-600 активно использованы новые композитные материалы, что позволило добиться высокого весового совершенства и увеличить ресурс планера, испытывающего повышенные нагрузки при посадке на палубу.

В сети приводятся следующие оценочные характеристики KJ-600: длина самолёта около 18 м, размах крыла не более 24 м (должно складываться не менее 25 % от длины крыла), высота по верхнюю плоскость обтекателя РЛС – 6 м, диаметр обтекателя антенны РЛС – не более 7 м. При таких размерах максимальная взлётная масса самолёта не должна превышать 35 т. Максимальный запас топлива – до 6 т. Экипаж: 5-6 человек. Максимальная скорость полёта – до 700 км/ч. Для патрулирования на средних высотах длительность нахождения в воздухе составляет 6-7 часов, а при полётах на малых и предельно малых высотах продолжительность полёта не более 5 часов.

Китайские источники утверждают, что основой радиотехнического комплекса является РЛС KLC-7 с АФАР, состоящей из двух комплектов. Для увеличения помехозащищённости станция одновременно работает в двух диапазонах и выполняет как электронное, так и механическое сканирование воздушного и водного пространства. Имеется возможность обнаруживать и единовременно сопровождать более 100 воздушных целей, в том числе и таких, как крылатые противокорабельные ракеты. При высоте полёта 11 000 м бортовая РЛС KLC-7 способна видеть крупные воздушные объекты на дальности до 550 км. При снижении до 6000 м максимальная дальность обнаружения уменьшится до 300 км.

Самолёты дальнего радиолокационного дозора китайской морской авиации
Сборка планеров KJ-600 происходит на предприятии Shaanxi Aircraft Corporation в городе Ханьчжун. Оснащение электронной аппаратурой и заводские испытания палубных самолётов ДРЛО ведутся на предприятии компании Xi’an Aircraft Company в городе Сиань.

Самолёты дальнего радиолокационного дозора китайской морской авиации
Спутниковый снимок Google Earth: палубные самолёты ДРЛО KJ-600, бомбардировщик Н-6 и военно-транспортные Y-20 на стоянке готовой продукции заводского аэродрома в городе Сиань
С учётом того, что китайские флотоводцы планируют иметь четыре авианосца, для укомплектования их авиакрыльев потребуется 10-12 машин радиолокационного дозора. Ещё 2-3 самолёта потребуются для обучения лётного и технического состава, а также для создания оперативного резерва. Такое количество самолётов KJ-600 китайская авиационная отрасль может сдать за 2-3 года.

По количеству имеющихся в боевом составе дееспособных самолётов дальнего радиолокационного дозора Китай уже в несколько раз превосходит Россию. При этом в КНР делается упор на строительство относительно экономичных «средних» воздушных радарных постов. Самолёты, спроектированные для «тактического» звена, при необходимости способны выполнять и «стратегические» задачи. Проигрывая по скорости полёта, количеству сопровождаемых целей и наводимых истребителей российскому А-50У, турбовинтовые машины при практически одинаковой дальности полёта могут «висеть» в воздухе дольше. Меньшая производительность РТК вполне компенсируется большим количеством «тактических» самолётов ДРЛО, имеющихся в Китае. Отдельно стоит отметить создание и запуск в производство палубного самолёта ДРЛО, что, безусловно, расширит боевой потенциал авиации ВМС НОАК.

Продолжение следует…

Источник: topwar.ru

Next Post

В 2024 году самолетов не будет

Ну вот, собственно. Отгремели битвы вокруг статьи Когда Россия приземлится окончательно?, месяца не прошло, как все сказанное в материале пришло туда, куда мы и прогнозировали. «В общем, «успехи» так себе. И как представители ОАК заявляют о постройке 600 машин до 2030 года? Впрочем, у нас уже так сложилось в стране: […]