После начала Израилем военной операции против палестинского движения ХАМАС йеменская исламистская группировка «Ансар Аллах», больше известная как хуситы, с начала октября 2023 года с помощью ударных беспилотников и ракет атакует коммерческие и военные суда в Красном море.
Хуситы объявили, что вступили в войну на стороне ХАМАС и утверждают, что их целью являются только суда, заходящие в израильские порты, или те, владельцы которых связаны с Израилем.
Атаки хуситов существенно затрудняют международное судоходство, и ряд компаний объявили, что больше не будут отправлять свои суда через Баб-эль-Мандебский пролив, который соединяет Аденский залив с Красным морем и является одним из самых важных точек в списке судоходных путей.
Следует понимать, при отправке грузов по обходным маршрутам неизбежно увеличиваются сроки и стоимость доставки, за что в итоге платят из своего кармана конечные потребители, в том числе и в России.
Относительно недавно «за рюмкой чая» один мой хороший знакомый, давно работающий в компании «Роснефть» на Сахалине, интересовался, какие противокорабельные средства, способные нанести ущерб танкерам, перевозящим российскую нефть, имеют хуситы, насколько они опасны, и как этому можно противодействовать. Поскольку тема эта весьма обширная, я решил посвятить ей отдельную публикацию.
В ходе своих первых нападений боевики высаживались на палубу судов с вертолётов и пытались их захватить с помощью небольших катеров. Известно, что для блокирования судоходства хуситы пытаются применять безэкипажные скоростные катера, но наибольшую опасность представляют беспилотные летательные аппараты и противокорабельные ракеты.
Основным поставщиком противокорабельного оружия для хуситов является Иран. Также в Йемене могли остаться образцы советского и китайского производства, легально приобретенные до начала в этой стране гражданской войны.
Ударные беспилотные летательные аппараты
В распоряжении вооруженных формирований группировки «Ансар Аллах» имеется более десяти типов беспилотных летательных аппаратов различной конфигурации, в том числе одноразовые дроны-камикадзе, ударные беспилотники, способные нести ракеты и лёгкие бомбы, а также аппараты, предназначенные для разведки и наблюдения.
В прошлом для ударов по объектам контролируемой силами антихуситской арабской коалиции в Йемене и на территории Саудовской Аравии использовались БПЛА Qasef-1 и Qasef-2К, которые идентифицированы как иранские беспилотники семейства Ababil.
В Иране аппараты такого типа с 1999 года в основном используются как воздушные мишени для тренировки расчётов ПВО. Но согласно информации, опубликованной в англоязычных источниках, эти дроны, оборудованные пассивной радиолокационной ГСН или видеокамерой с аппаратурой трансляции изображения и дистанционным управлением, хуситы пытались применять против радаров саудовских ЗРК Patriot и атаковали ими авиабазу Аль-Анад в Йемене, занятую силами арабской коалиции.
БПЛА Qasef-1 построен по схеме «утка» и имеет тонкий удлиненный фюзеляж длиной 2,9 м, переднее горизонтальное оперение небольшой стреловидности и крыло размахом до 3,25 м. Фюзеляж и крыло выполнены из композитных материалов. Поршневой двигатель мощностью приблизительно 20 л. с. с толкающим воздушным винтом в хвостовой части фюзеляжа обеспечивает скорость около 200 км/ч. Продолжительность полета 1,5 ч, дальность – не менее 120 км. Потолок достигает 3 км. Для поражения цели применяется боевая часть массой до 40 кг.
БПЛА Qasef-1
Нет сомнений, что дистанционно управляемый летательный аппарат с такими характеристиками может представлять серьёзную угрозу гражданским судам.
Беспилотники Samad-2 и Samad-3 в прошлом неоднократно использовались для атак объектов в Саудовской Аравии, Израиле и ОАЭ. 29 ноября 2023 года американский эсминец USS Carney (DDG-64) в южной части Красного моря сбил БПЛА Samad-3, который был запущен с территории Йемена, контролируемой хуситами, и направлялся к кораблю снабжения USNS Supply (T-AOE-6).
БПЛА Samad-2
Длина БПЛА Samad-2 составляет 2,8 метра, размах крыльев – 4,5 метра. Он имеет характерное v-образное хвостовое оперение и оснащен толкающим винтом, вращаемым китайским двигателем DLE 170 мощностью17,6 л. с. Максимальная скорость – до 200 км/ч. Дальность полёта – около 1 200 км. «Самад-2» может нести как разведывательную аппаратуру, так и боевую часть массой 18 кг.
БПЛА Samad-3
От предыдущей модели БПЛА Samad-3 отличается конформным топливным баком, установленным на верхней части дрона. При дальности полёта до 1 500 км масса заряда взрывчатки может достигать 40 кг.
Ударным беспилотником, способным нести неуправляемые ракеты и бомбы, является Samad-4. Предыдущие иранские дроны типа Samad предназначались для разведки или имели боевую часть в корпусе.
БПЛА Samad-4
В открытых источниках говорится, что БПЛА Samad-4 по сравнению с предыдущими моделями имеет увеличенные размеры и более мощный двигатель.
Также в распоряжении хуситов имеется БПЛА Shehab. Его точные данные и назначение неизвестны.
БПЛА Shehab
Считается, что это разведывательный дрон с дальностью действия до 50 км, который также способен нести боевую нагрузку и применяться как барражирующий боеприпас.
Аппарат с йеменским обозначеним Waaed – это не что иное как иранский Shahed-136.
БПЛА Waaed
Характеристики этого дрона-камикадзе, построенного по схеме «бесхвостка», хорошо известны. При массе около 200 кг его дальность полёта превышает 1 000 км. Высота полёта: 50–4 000 м. Длина – 3,5 м. Размах крыла – 2,5 м. Двухтактный поршневой двигатель MADO MD 550 иранского производства обеспечивает крейсерскую скорость 150–170 км/ч.
В 2021 году хуситы продемонстрировали барражирующий боеприпас Khatif-1 с телевизионным наведением с дальностью действия несколько десятков километров.
Khatif-1
Улучшенная модификация, известная как Khatif-2, появилась в 2022 году. Данные этого телеуправляемого дрона-камикадзе не раскрываются. Согласно оценочным данным, он оснащён боевой частью массой до 10 кг.
Противокорабельные крылатые ракеты
Во времена СССР ВМС Йемена получили малый ракетный корабль пр. 1241.1 «Молния» и два ракетных катера пр. 205 «Москит». Советский МРК и РК были вооружены ПКР П-22 (экспортный вариант П-15М) с дальностью стрельбы около 40 км.
Также в Йемене имелось несколько береговых ракетных комплексов с китайскими ПКР C-201 (дальнейшее развитие П-15), поставленных Ираном. Во время ирано-иракской войны Иран приобрел их в КНР. Противокорабельные ракеты, получившие на Западе обозначение «Силкуорм» (англ. Silk Warm – шелкопряд), активно использовались в ходе боевых действий. В конце 1980-х в Иране было налажено собственное производство ракет С-201.
На сегодняшний день противокорабельные крылатые ракеты П-22 и С-201 с двигателями, работающими на жидком топливе и окислителе, ведущие свою родословную от ПКР П-15, появившейся в 1959 году, являются абсолютной архаикой. Благодаря бакам большей ёмкости дальность полёта китайской С-201 возросла до 100 км. В то же время увеличение запаса топлива и окислителя на борту привело к росту габаритов ракеты и исключает возможность размещения на катерах.
Ракета несёт тяжелую бронебойно-фугасную боевую часть весом 513 кг, но ввиду дозвуковой скорости полёта и невысокой помехозащищённости активной радиолокационной ГСН, её эффективность в современных условиях невелика. Кроме того, во время заправки ракеты расчёт вынужден работать в защитных костюмах и изолирующих противогазах.
ПКР C-201
Несмотря на низкие ТТХ и эксплуатационные проблемы, хуситы регулярно демонстрируют С-201 на парадах, и военные эксперты считают, что эта старая ПКР представляет определённую опасность для коммерческого флота.
Китай в 1995 году поставил Йемену три ракетных катера типа 037IG с твердотопливными ПКР YJ-8 (экспортное обозначение C-801), которые по своим характеристикам близки к первым вариантам ПКР Exocet.
Сами катера потоплены в результате ударов саудовской авиации, но ракеты, видимо, удалось спасти, и на их базе сделали комплекс береговой обороны Al-Mandab-1.
ПКР Al-Mandab-1
Максимальная дальность стрельбы ракетами Al-Mandab-1 при запуске с мобильной береговой пусковой установки не превышает 40 км. Система наведения – активная радиолокационная. Скорость полёта ПКР – дозвуковая.
При всех своих достоинствах твердотопливные ракеты, как правило, уступают по дальности пуска ракетам с прямоточными и турбореактивными двигателями. Поэтому с использованием аэродинамической схемы и системы наведения YJ-8 в КНР была создана ПКР YJ-82 (С-802) с компактным турбореактивным двигателем. Дальность новой ракеты увеличилась более чем в два раза. Первые ПКР C-802 попали в Иран в середине 1990-х вместе с ракетными катерами китайского производства. Вскоре в ИРИ наладили самостоятельную сборку ракет. Иранский вариант С-802 получил наименование Noor.
ПКР Noor
По массогабаритным характеристикам, дальности и скорости полёта ПКР «Нур» во многом сходна с американской RGM-84 Harpoon, но насколько характеристики помехозащищённости и селективности соответствуют американскому образцу, неизвестно.
Более дальнобойным вариантом является иранская ПКР Ghader, созданная на базе китайской C-803 с дальностью стрельбы до 250 км.
ПКР Al-Mandab-2
На этой ракете установлен более экономичный турбореактивный двигатель, топливный бак большей ёмкости и бронебойно-фугасная боевая часть массой 185 кг. Хуситы присвоили этой ПКР наименование Al-Mandab-2.
В 2019 году хуситы продемонстрировали крылатую ракету Quds-1, которая, по всей видимости, является модификацией иранской ракеты Soumar. Создание КР Soumar стало возможно после того, как Украина продала Ирану советскую КР воздушного базирования Х-55.
Предположительно Quds-1 является упрощённым вариантом КР Soumar, разработанным в ИРИ для производства в военное время. Йеменская ракета имеет меньшую дальность полёта и крыло у неё не складное.
Крылатая ракета Quds-1
В справочниках говорится, что КР Quds-1 в основном предназначена для ударов по стационарным объектам. Её дальность полёта составляет 150 км. На ракете установлена нелицензионная версия компактного турбореактивного двигателя TJ-100, разработанного чешской компанией PBS Velká Bíteš с тягой до 1 250 Н, который обеспечивает скорость около 800 км/ч. Длина – 5,6 м. Диаметр корпуса – 400 мм.
ПКР Quds-2
Ракета Quds Z-0, созданная на базе модифицированной КР Quds-2 (появилась в 2021 году), получила электронно-оптическую систему и может применяться против надводных целей.
ПКР Quds Z-0
Считается, что последняя модификация Quds-3 имеет дальность стрельбы более 800 км, но какая на ней установлена система наведения, достоверно не известно.
В 2022 году хуситы также представили относительно компактную противокорабельную крылатую ракету под названием Sahil.
Специалисты считают, что это иранская лёгкая ПКР Fajr Darya, скопированная с китайской ракеты FL-6. В свою очередь FL-6 появилась после того, как китайские специалисты получили доступ к компактной итальянской ПКР Si Killer. Эти относительно небольшие и недорогие ПКР предназначены для борьбы с кораблями «москитного флота» водоизмещением до 1 000 тонн и противодействия десантным операциям в прибрежной зоне. Их дальность стрельбы составляет приблизительно 40 км. Ракеты Sahil могут быть оснащены телевизионной или ИК ГСН. При стартовом весе 300 кг ракета несёт 60-кг боевую часть.
В конце 1980-х на базе американской ракеты «воздух-поверхность» AGM-65 Maverick в КНР была создана компактная ПКР малой дальности YJ-7 (С-701). Но, в отличие от американского прототипа, китайская ракета, кроме вертолётов и самолётов, может применяться с портативных пусковых установок, смонтированных на лёгких катерах и автомобильных шасси.
В 2008 году на 7-м Чжухайском авиасалоне была впервые продемонстрирована ПКР YJ-73 (С-703) с радиолокационной ГСН миллиметрового диапазона. Вслед за ней появились ракеты YJ-74(С-704) и YJ-75(С-705) с телевизионной системой наведения и новой радиолокационной ГСН повышенной помехозащищённости. Дальность пуска у этих модификаций достигает 35 км.
Ракеты YJ-7 поставлялись в Иран, откуда они попали в руки боевиков различных исламистских группировок и получили репутацию «партизанских». Во время ливанской войны 2006 года ракетой YJ-7 китайского производства был атакован израильский корвет Hanit. Корабль получил повреждения, но остался на плаву, четыре члена экипажа были убиты. По мнению западных разведок, есть эти компактные ПКР и у хуситов.
Противокорабельные баллистические ракеты
На территориях, захваченных хуситами, остались ЗРК С-75М/М3 «Волга» с ЗУР В-755 и В-759. В 2015 году на телеканале Al-Masirah вышел сюжет, в котором были показаны тактические ракеты Qaher-1, переделанные из зенитных ракет. Сообщено, что работы по конверсии ЗУР были выполнены департаментом военной промышленности армии и народных комитетов.
Западные эксперты полагают, что йеменские Qaher-1 созданы по образцу и подобию иранских ракет Tondar-69, и именно из ИРИ были поставлены бортовая аппаратура управления, контактные взрыватели и средства топографической привязки.
Ещё в 1989 году Иран получил от Китая 90 тактических ракет М-7, переделанных из ЗУР HQ-2 (китайский вариант С-75). Позже Китай предоставил документацию для переделки зенитных ракет в ТР. В 1992 году на иранских предприятиях началось серийное производство ракеты, получившей обозначение Tondar-69. По данным ресурса Missiles of the World, по состоянию на 2012 год в ИРИ имелось 200 ракет Tondar-69 и 20 мобильных пусковых установок.
Пуск ракеты Tondar-69 в ходе военных учений, состоявшихся в 2009 году
В 2017 году йеменское телевидение продемонстрировало кадры, на которых засняты ракеты Qaher-М2. Заявленная дальность пуска Qaher-М2 составляет 300 км, что, согласно экспертным оценкам, может быть реализовано за счёт внедрения более мощного стартового ускорителя и снижения массы боевой части до 70 кг.
В общей сложности по позициям сил арабской коалиции, возглавляемой Саудовской Аравией, хуситы запустили до 60 ракет Qaher-1 и Qaher-М2. Наиболее известным инцидентом с использованием ракет этого типа стала атака авиабазы «Халид бин Абдулазиз» в провинции Асир в юго-западной части Саудовской Аравии. Саудовцы заявили, что большая часть йеменских ОТР была перехвачена ЗРК Patriot или упала в пустынных районах. В свою очередь иранское информационное агентство FARS сообщило: «обстрелы нанесли значительные потери саудовской армии».
В 2022 году хуситы показали баллистическую противокорабельную ракету Моhit, созданную на базе ЗУР, которая на завершающем этапе полёта наводится на тепловую сигнатуру цели. При этом поиск и захват крупного корабля, идущего с работающими двигателями, возможен в эллипсе размером 700х500 м.
Использование в составе тактического или противокорабельного комплекса ракеты, мало чем отличающейся от зенитной, удешевляет производство и обслуживание, облегчает обучение личного состава. Но при этом эффективность такого оружия весьма сомнительна.
Ракета несёт относительно лёгкую боевую часть, недостаточно мощную для эффективного поражения защищённых целей. Большое рассеивание от точки прицеливания делает оправданным её применение только по крупным площадным целям, находящимся в прифронтовой полосе: аэродромам, транспортным узлам, городам и крупным промышленным предприятиям.
В то же время эффективность противокорабельной баллистической ракеты с ИК ГСН, осуществляющей захват подвижной цели на нисходящей ветви траектории за короткий промежуток времени, вызывает большие сомнения. Отделяющаяся первая твердотопливная ступень при запуске ракеты над расположением своих войск может представлять опасность.
Подготовка ракеты с ЖРД к боевому применению – это достаточно сложный процесс. Так как транспортировка полностью заправленной ракеты на большие расстояния невозможна, заправка окислителем осуществляется в непосредственной близости от стартовой позиции. После чего ракета с транспортно-заряжающей машины переводится на пусковую установку. Понятно, что ракетная батарея, в составе которой в зоне досягаемости средств поражения противника имеются громоздкие транспортёры и цистерны с огнеопасным топливом и едким, воспламеняющим горючие вещества окислителем, представляет собой очень уязвимую цель.
Судя по всему, Иран и руководство группировки «Ансар Аллах» делают ставку на противокорабельные баллистические ракеты с высокой скоростью полёта, позволяющие наносить внезапные удары по морским целям, появляющимся неподалёку от побережья Йемена.
В 2011 году на площади Бахарестан в Тегеране была продемонстрирована буксируемая пусковая установка с противокорабельной ракетой Khalij Fars. Известно, что управляемая на завершающем этапе полёта ракета Khalij Fars спроектированна на основе баллистической ОТР Fateh-110.
Баллистическая противокорабельная ракета, чьё название переводится как «Персидский залив», имеет дальность стрельбы около 200 км и на основной части полёта управляется инерционной системой. На нисходящей ветви траектории наведение осуществляется инфракрасной головкой самонаведения, реагирующей на тепловую сигнатуру корабля или с помощью телевизионной радиокомандной системы наведения. Иностранные наблюдатели указывают, что данные системы наведения весьма подвержены воздействию организованных помех и могут быть эффективны преимущественно против медлительных гражданских судов.
В Йемене иранские ракеты Khalij Fars, получившие обозначение Aasif’, были показаны на военном параде в 2022 году.
Одновременно с противокорабельной БР Aasif’ продемонстрирована ракета Tankil, созданная на базе иранской ОТР Raad-500 с дальностью стрельбы до 500 км.
Пять лет назад в Иране испытали лёгкую противокорабельную ракету Fajr-4. Источники пишут, что изначально она создавалась для запуска с воздушных носителей, но модификация Fajr-4CL, переименованная в Йемене в Faleq-1, предназначена для применения с береговых пусковых установок.
Ракета с оптоэлектронной камерой и командной системой наведения способна поражать цели на дальности около 50 км.
Оценка эффективности противокорабельных дронов и ракет хуситов
По состоянию на середину февраля 2024 года хуситы применили против иностранных кораблей несколько десятков дронов-камикадзе, крылатых и баллистических противокорабельных ракет.
15 декабря 2023 года в Красном море ракетным ударам подверглись два контейнеровоза, на борту их начался пожар. Судно Palatium III, принадлежащее швейцарской компании MSC, по информации американских военных, было поражено баллистической ПКР. В этом случае хуситы первыми в мире добились попадания баллистической ракетой в судно в реальных условиях.
Впрочем, эффективность ударных йеменских БПЛА и ПКР невелика. Медлительные и маломанёвренные беспилотники являются очень лёгкой целью для корабельных систем ПВО. С ними также весьма успешно борются не только палубные сверхзвуковые истребители F/A-18С/D Super Hornet, но и дозвуковые штурмовики Корпуса морской пехоты AV-8B Harrier II, получающие целеуказание от корабельной системы Aegis. Иностранные авторы пишут, что в ряде случаев системы управления дронов успешно подавлялись американской морской аппаратурой РЭБ AN/SLQ-32.
Что касается крылатых противокорабельных ракет хуситов, то они все так же дозвуковые, и в большинстве случаев своевременно перехватываются ЗУР RIM-156 (Standard-2ER Block IV), RIM-7P Sea Sparrow и RIM-162 ESSM. Однако 31 января 2024 года эсминец УРО типа «Арли Бёрк» USS Gravely (DDG-107) был вынужден отбиваться от атаковавшей его ПКР при помощи 20-мм артиллерийского комплекса ближней зоны Mark 15 Phalanx CIWS.
Как уже говорилось, системы наведения баллистических противокорабельных ракет имеют относительно узкое поле зрения и способны осуществлять поиск целей только на завершающем этапе полёта. С учётом того, что баллистические ПКР получают целеуказание до старта и большую часть полёта управляются инерциальной системой, погрешность которой накапливается по мере увеличения дальности, это снижает эффективность при стрельбе по быстро перемещающимся объектам. Чаще всего цели в предполагаемой точке не оказывается. Кроме того, ракеты, летящие по баллистической траектории, в отличие от маловысотных крылатых ПКР, обычно обнаруживаются обзорными корабельными радарами сразу после пуска, а их предсказуемая траектория облегчает перехват.
Самым слабым звеном хуситов в попытках противодействовать судоходству, после того как США и Великобритания 12 января 2024 года начали наносить удары по Йемену, стала разведка. Авиацией и крылатыми ракетами «Томагавк» были уничтожены или повреждены пункты управления, узлы связи, радиолокаторы, контролировавшие морскую акваторию, позиции береговых ракетных комплексов, места базирования БПЛА и станции управления.
Попытки ведения разведки при помощи беспилотников в большинстве случаев своевременно пресекались, до того как патрульные БПЛА успевали выдать целеуказание. Включение «спящих» радаров на берегу фиксировалось средствами РТР, после чего по ним прилетали бомбы и ракеты.
В ближайшей перспективе можно ожидать, что количество ракетных атак по танкерам и контейнеровозам у берегов Йемена снизится, но в качестве альтернативы хуситы могут начать масштабные минные постановки на судоходных путях.
Источник: topwar.ru