История фрегата USS Stark

История фрегата USS Stark
«Бывает нечто, о чем говорят:
«смотри, вот это новое»;
но это было уже в веках,
бывших прежде нас».

В Красном море и окрестностях кружат эсминцы и авианосцы, летают с бомбами самолеты, торговые суда с разным успехом уворачиваются от атакующих их ракет и БПЛА. А с берега им грозит всяческими карами военизированная группировка шиитов, известная под именем «хуситы». А ведь нечто подобное уже было в 1980-х годах, когда в период так называемой «танкерной войны» корабли США взяли под защиту кувейтские танкеры.

Давайте же оглянемся на совсем недалекое прошлое и вспомним историю фрегата USS Stark. Читая ВО, я несколько раз натыкался на упоминания о нем, и сложилось у меня впечатление, что никто толком не знает, что ж такое там было. То есть результат-то известен, а подробности – увы.

Отчеты

Оказалось, что задача не такая и простая. Казалось бы, «Интернет помнит все» – а вот и не совсем. Помнит-то он помнит, да уж больно много времени прошло, и множество ссылок, к примеру из «Википедии», уже не работают. Щелкаешь по ней, а тебе в ответ «page not found».

Оказывается, по результатам расследования было составлено целых два отчета: один для ВМФ, который впоследствии был рассекречен, и другой для постоянного комитета по вооружениям при сенате США, ссылка на который никак не отзывается. Есть ли между ними разница, неизвестно.

Удалось отыскать два экземпляра отчета для ВМФ, к которым имеется сноска basic или brief – то есть укороченный вариант. Оба они на 45 листах, оба сильно урезаны, а один из них находится в весьма неважном состоянии. Оба содержат множество помарок и лакун, причем в разных местах. Они удачно дополняют друг друга, но прыгать с одного на другой утомительно. В обоих имеются примечания и сноски на страницы и приложения, которые отсутствуют. К примеру, там много указаний на страницы с номером больше чем 45, и нет ни одной карты.

История фрегата USS Stark
Но все ж начнем, опираясь на Formal Investigation Into the Circumstances Surrounding the Attack on the USS Stark on 17 May 1987. Издана сия бумага 3 сентября 1987 года офисом председателя объединенного комитета начальников штабов. Все же это официальное изложение, составленное на основе изучений документов и опроса действующих лиц, и там все отражено без эмоций.

Участники

Итак, участники событий (это из «Вики»):

USS Stark: фрегат УРО (далее – просто фрегат), 23-й по счету из большой серии фрегатов типа Oliver Perry. Вошел в строй в 1982 году, водоизмещение 4 200 тонн, скорость 29 узлов, экипаж 210 человек. Вооружение перечислять не будем, выяснится по ходу пьесы.

История фрегата USS Stark
Dassault Mirage F1: одноместный истребитель французского производства, скорость 2,2 М, потолок 20 000 м, боевой радиус 420 км на скорости 0,75 М. Иракские ВВС в 1980-х годах получили около 100 штук «Миражей» в модификации F1EQ, которая в свою очередь имела несколько вариантов. Об этом позднее.

История фрегата USS Stark
Dassault Falcon 50: небольшой 7-местный бизнес-джет французского производства. Скорость 0,7 5М, потолок 15 000 м, дальность 5 700 км. В документе о нем ничего не говорится, но об этом тоже позднее.

История фрегата USS Stark
Exocet: противокорабельная крылатая ракета французского производства. Длина 6 м, диаметр 35 см, вес 780 кг, из них 165 кг – боевая часть, скорость 0,93 М, радиус действия 70 км (в варианте АМ39, который был у Ирака).

USS Coontz: довольно старый корабль, построенный аж в 1960 году, и вскоре после этих событий, в 1989 году, он был списан. Его задачей было демонстрировать присутствие US Navy в заливе. Во время событий он находился в Бахрейне и выполнял вспомогательные функции, в частности дублировал передачи самолета AWCS. Впоследствии его аварийная партия участвовала в тушении пожара на фрегате.

История фрегата USS Stark

О вооружении

Для начала совсем коротко о некоторых системах вооружения, имевшихся на фрегате, чтобы потом не отвлекаться на расшифровку.

Система управления зенитно-артиллерийским вооружением МК-92. Она имеет свои радары, которые часто упоминаются в документе. Их два, а иногда три, в зависимости от модификации. Это радар воздушного обзора, радар обзора водной поверхности и радар подсветки цели. Первые два объединены в общий антенный пост по имени CAS (Combined Antenna System) и являются обязательными, а третий по имени STIR (Separate Target Illumination Radar) – опция. Все имеют возможность работы в режиме поиска, сопровождения и подсветки целей. Дальность CAS – 48 км, дальность STIR – 110 км. Очевидно, система МК-92 фрегата имела все три радара.

История фрегата USS Stark
Далее, корабль имел отдельный радар AN/SPS-49 для контроля за воздушным пространством. Это обособленная система с самостоятельной антенной, которая обозревает пространство, обнаруживает и классифицирует цели, и может служить резервным радаром для системы управления оружием.

Был еще радар AN/SPS-55 для обзора водной поверхности, но он нигде не упоминается. Его антенна очень похожа на те, которые крутятся на всех торговых судах.

CIWS (Close-in Weapons System) – система защиты ближней зоны. По идее, должна сбивать цели, которые прорвались через все предыдущие заслоны. На фрегате в этом качестве выступала известная всем Phalanx Mark 15. Фото не даю, их везде полно.

Mark36 SRBOC – установка для отстрела дипольных отражателей и инфракрасных помех.

История фрегата USS Stark
Короткое описание событий (это уже из Formal Investigation).

Краткий обзор событий

Вечером 17 мая 1987 года USS Stark, находясь в патрулировании в центральной части Персидского залива, был поражен двумя ракетами «Экзосет», выпущенных одиночным иракским истребителем, взлетевшим с авиабазы Шайбах. Фрегат в этот момент находился в международных водах и вдали от закрытых для мореплавания зон, объявленных Ираком и Ираном.

За час до атаки самолет AWACS, патрулировавший над заливом, обнаружил взлет иракского истребителя, уведомил об этом фрегат и продолжал снабжать его информацией по системе связи NTDS Link 11 о передвижениях самолета вплоть до момента атаки.

Контакт был также установлен корабельным радаром контроля воздушного пространства AN/SPS-49. За 10 минут до попадания первой ракеты на фрегате Stark было обнаружено излучение радара Cyrano IY, который служит для наведения ракет и которым оборудуются истребители «Мираж».

БИП (боевой информационный пост) фрегата, после установления контакта продолжал вести наблюдение и прокладывал курс самолета (видимо, на планшете). «Мираж» несколько раз менял курс и скорость, и каждое изменение приводило его все ближе к фрегату. На дистанции 30 миль истребитель повернул на восток и направился точно на фрегат.

Через пять минут в корабль попала первая ракета, а еще через 30 секунд – вторая.

Когда истребитель начал сближение, TAO (Tactical Action Officer) и другие вахтенные в боевом посту предположили, что истребитель безобидно пролетит на дистанции 11 миль от фрегата. Вахтенные стали собирать данные, чтобы впоследствии внести их в специальную форму об опасном сближении, которую они должны были заполнить и отослать в штаб. Офицер TAO не рассматривал возможность, что истребитель может без всякой причины атаковать корабль, хотя было известно, что ракету «Экзосет» можно запускать с дистанции 38 миль.

За несколько минут до атаки ТАО попытался перевести корабль в режим повышенной готовности, но было слишком поздно.

Обязанности CICWO (Combat Information Centre Watch Officer) и WCO (Weapons Control Officer) были объединены и доверены одному офицеру. Когда истребитель начал атаку, пост (место у пульта) WCO был свободен, а когда офицер прибыл к пульту, самолет уже выпустил обе ракеты.

Член экипажа FCT (Fire Control Technician), работавший с радаром MK-92 STIR и системой защиты ближней зоны CIWS, отсутствовал по персональным причинам (вышел в гальюн?), и в момент атаки это место тоже пустовало. Радар STIR системы MK-92 находился в режиме st-by (то есть в готовности к работе, но не работал), и, предположительно, был затенен надстройкой корабля.

Радар CAS той же системы находился в режиме поиска и был переведен в режим захвата цели лишь за несколько секунд до попадания первой ракеты. Установка Mark36 SRBOC была не заряжена, а система CIWS Phalanx находилась в дежурном режиме и не переводилась в автоматический режим.

В момент запуска ракет единственными радарами, отслеживающими самолет, были AN/SPS-49 и MK-92 CAS. Ни один из радаров подсветки цели не использовался.

Командир корабля был осведомлен о том, что иракский истребитель выполняет полет в юго-восточном направлении к центру Персидского залива. Примерно за 50 минут до атаки он посетил БИП, где ему сообщили, что самолет AWACS сообщил об обнаруженном истребителе.

За 15 минут до атаки командир находился на мостике и просил JOOD (Junior Officer Of the Deck) выяснить, почему эсминец USS COONTZ сообщает о координатах истребителя, а фрегат все еще не видит его на радарах. В этот момент COONTZ давал позицию самолета с периодичностью 3–5 минут.

Впоследствии, восстанавливая события этого вечера, командир заявил, что последняя известная ему позиция истребителя располагалась в 120 милях к северу от фрегата. О том, что БИП фрегата установил контакт с самолетом, командиру не было известно. Примерно в 20:58 по местному времени командир ушел с мостика и находился в каюте до попадания первой ракеты.

USS Stark не применял оружие и какие-либо меры противодействия, ни для самозащиты, ни в целях возмездия.

При атаке и последующем пожаре погибло 37 человек.

Далее более подробно, с описанием событий и действий различных членов экипажа.

Действия экипажа

Прежде чем приступить к операциям в заливе, командование фрегата получило инструктаж в штабе командующего американскими силами на Ближнем Востоке (Comideastfor), находящемся в Джибути.

Инструктаж включал в себя:

– ознакомление с разведывательной информацией;
– информацию о потенциальных угрозах кораблям в заливе;
– правила применения оружия;
– сведения, как опознать типичный метод выхода в атаку иракских самолетов;
– данные, что возможность преднамеренного нападения на американские корабли признана маловероятной;
– сообщение, что командир корабля не только имеет право, но и обязан принять все возможные меры и предосторожности для защиты корабля.

В момент атаки Stark находился в точке 26-47N/051-55E и следовал курсом 300 градусов.

История фрегата USS Stark
На вахте в CIC (Combat Information Centre) были лейтенант Moncrief в качестве TAO (Tactical Actions Officer), энсин Wright в качестве CICWO (Combat Information Centre Watch Officer) и одновременно WCO (скорее всего, это означает Weapon Control Officer).

От момента, когда самолет AWACS уведомил фрегат о присутствии иракского самолета, и до попадания первой ракеты, AWACS снабжал фрегат (зачеркнуто) с помощью линии связи NTDS, через которую поступали текущие координаты самолета.

Треку был присвоен номер 2202 (далее должна быть карта, но она зачеркнута).

Примечание. NTDS (Naval Tactical Data System) – это одновременно и БИУС, и связанный с ней протокол отображения информации. Предшественник системы Aegis.

Члены экипажа, находящиеся на вахте в БИПе (офицер и рядовые), были осведомлены, что… (зачеркнуто – относилось к иракскому военному самолету. Возможно, что речь идет о треке номер 2202, но зачем его зачеркивать? Непонятно. Идет сноска на показания некоего OS1 (Operations Specialist 1 class) Duncan, но страницы 101 с его показаниями нет).

Примерно в 20:10 фрегат (зачеркнуто, очевидно, фамилия) запросил самолет AWACS подтвердить принадлежность трека цели 2202. AWACS подтвердил, что эти данные относятся к иракскому военному самолету.

Эсминец USS Coontz был назначен транслировать данные, передаваемые самолетом AWACS, и начиная с 20:12, вскоре после обнаружения иракского самолета, периодически транслировал эти данные в штаб командующего американскими силами на Ближнем Востоке, находящемся в Джибути. Эсминец находился в порту Манама (Бахрейн), и его радары были выключены. Все данные, передаваемые им, были повторением того, что передавал самолет AWACS. То, что передавал эсминец, принималось также и фрегатом.

Около 20:15 командир фрегата зашел в БИП, где ему доложили, что в северной части залива летает иракский истребитель. Командир указал ТАО постоянно наблюдать за целью 2202 и напомнил, что в последнее время отмечались полеты иракских самолетов в южном направлении.

Около 20:24 фрегат дал полный ход и лег на курс 300 градусов (зачем?).

В 20:31 командир прибыл на мостик.

В 20:50 оператор радара CAS и системы ближнего боя FC3 (Fire Controlman Third Class) Caulkins покинул БИП, направляясь в туалет (ну точно!), не уведомив ТАО. FC2 Collins, который был старшим техником Fire Control, разрешил ему покинуть пост.

В 20:55 командир, находясь на мостике, спросил вахтенного офицера, почему БИП не имеет картинки иракского самолета на радаре, в то время как эсминец Qoontz регулярно транслирует эти данные. Последовал звонок с мостика в БИП с этим вопросом, на что OS1 Duncan, перегнувшись через плечо CS3 (Commissaryman Third Class) Renner, переключил радар контроля за воздушной обстановкой SPS-49 в режим (зачеркнуто). Но в другой версии отчета помарки нет – переключил на шкалу дальности 80 миль.

Около 20:57, после того как офицер CCS (Combat Control System) доложил, что демонстрация режима полного хода была короткой и не вполне успешной (?), командир покинул мостик и отправился в свою каюту.

20:58 штаб по системе NBSV (Narrow Band Secure Voice system) запросил все корабли в заливе, отмечают ли они электромагнитное излучение или какие-либо другие сведения, свидетельствующее об атакующем самолете, и получил негативный ответ. Самолет AWACS отметил, что иракский истребитель повернул на восток.

Далее – две строчки зачеркнуты, но из следующей строки понятно, что вахта в БИП решила, что самолет проходит безопасно на дистанции 11 миль от текущей позиции корабля.

21:00 оператор CIC Vaughan доложил на мостик, что наблюдает надводную цель по пеленгу 297, дистанция 23 700 ярдов, скорость 8 узлов. Через две минуты, после проверки радаром CAS, цель была признана ложной.

21:01 OS1 Duncan, работая на пульте ASAC (предположительно означает Airborne Surveillance and Control), засек радарную отметку (две строчки зачеркнуты), который он ассоциировал с целью 2202, но отметил ее символом, означающим «неопознанная цель». Он передал ее OS3 Renner с тем, чтобы тот продолжал отслеживать новую отметку. Сам он остался за пультом ASAC и стал готовить данные для рапорта об опасном сближении с самолетом. Начиная с этого момента и до попадания первой ракеты Renner продолжал отслеживать цель на радаре SPS-49.

21:02 Duncan доложил лейтенанту Moncrief, что цель разойдется с кораблем на дистанции 4 мили. В то же время EW2 Kummrow (Electronic Warfare Technician 2 class) впервые засек электромагнитное излучение (зачеркнуто), характерное для радара CYRANO-IY, состоящего на вооружении иракских истребителей «Мираж F1».

21:03 истребитель находился на расстоянии 43 мили от фрегата, когда Duncan запросил разрешения лейтенанта Moncrief послать самолету стандартное предупреждение на военной аварийной частоте. Лейтенант ответил «нет, подождите».

21:04 в БИП вошел лейтенант-командер Gajan, старший офицер (XO) фрегата, чтобы обсудить с лейтенантом Moncrief некоторые административные вопросы. Заметив, что лейтенант занят, ХО остановился у стола с картой и стал наблюдать за работой вахты. В то же время FC2 Collins (Fire-Controlman-Second-Class) посылает OSSN Smith (Operational Support System Network) найти ушедшего в гальюн Caulkins и вернуть его на вахту.

В то же время дежурный по штабу в Джибути связывается с фрегатом и спрашивает, имеют ли они сведения о цели под номером 2202. Лейтенант Moncrief отвечает положительно: да, время 1802Z (что это за Z?), дальность 27 пеленг 269, получаем сигнал от радара CYRANO. Оцениваем его как «Мираж F1». Этот ответ прозвучал менее чем через минуту после того, как Coontz транслировал в штаб, что «Мираж» находится в 38 милях от фрегата по пеленгу 269.

21:05 иракский F1 лег курсом на фрегат. Дистанция до него была примерно 32,5 мили, а CPA (Closest Point Of Approach) приближалась к нолю. Никто в БИПе не заметил этого поворота и того, что пеленг на самолет был постоянным, а дистанция резко сокращалась.
21:07, находясь на дистанции 22,5 мили от фрегата, «Мираж» выпустил первую ракету.

В это же время впередсмотрящий SN (просто матрос) Williams заметил и доложил о ярком огне на горизонте по пеленгу 15 по левому борту. Первоначально это было определено как поверхностный контакт. В то же время FC2 Collins заметил метку на радаре CAS, который находился в режиме поиска, и решил что это иракский «Мираж».

Все еще 21:07, лейтенант Moncrief замечает, что «Мираж» изменил курс, и его CPA будет очень близко к фрегату (на самом деле истребитель изменил курс за минуту до этого). Он приказывает OS1 Duncan передать предупреждение самолету, а энсину Wright вызвать капитана. Тот звонит капитану в каюту – ответа нет, звонит на мостик – капитана нет и там.

Все еще 21:07. Moncrief приказывает Wright занять место за консолью WCO (Weapons Console Officer), но там сидит старший помощник. Wright просит освободить ему место, садится за пульт, включает его. Начинается процедура загрузки системы.

21:08, истребитель выпускает вторую ракету, дистанция примерно 15 миль.

Duncan, по приказу лейтенанта, передает на аварийной волне: неизвестный самолет, это военный корабль США на вашем (пеленге) 78, дистанция 12, назовите себя.

Его слова идут вразрез с предписанным штабом форматом предупреждения для предположительно враждебного самолета – но оставим это на совести предупреждающего.

Далее идет пункт, почему-то полностью отсутствующий а одном из вариантов отчета.

21:08, EW2 Kummrow слышит, как радар CYRANO-IY перешел в режим наведения на цель. Он увеличивает громкость динамика на своем пульте, и этот изменившийся громкий звук высокой тональности слышен всем в посту БИП. Все вахтенные поворачиваются к нему. Примерно через 10 секунд сигнал опять меняется, и его тональность возвращается к прежнему. EWSN (не нашел, что это) Copus запрашивает разрешения лейтенанта отправиться на палубу зарядить установку отстрела помех SRBOC, получает разрешение, идет на палубу, заряжает установку и возвращается в БИП. Управление установкой передается на пульт CIC.

По приказу лейтенанта Duncan передает повторное предупреждение самолету, и опять не по правилам. Должно быть так: неопознанный летательный аппарат на курсе __, скорость __, высота __, вы приближаетесь к военному кораблю ВМС США по курсу __, дальность __. Ваши намерения неясны, вы подвергаетесь опасности и можете подвергнуться оборонительным мерам со стороны корабля Соединенных Штатов. Прошу держаться от меня подальше и немедленно изменить курс на __.

21:08, лейтенант Moncrief подходит к консоли CIWS (система обороны ближней зоны), а Collins, сидевший за консолью, смотрит на него. Ни один из них не перевел консоль в (зачеркнуто) режим – но подразумевается «автоматический», потому что далее написано: система CIWS так и осталась в режиме st-by.

21:08, лейтенант приказывает Collins захватить цель радаром STIR. Тот отвечает, что «Мираж» находится в слепой зоне этого радара и рекомендует применить радар CAS. Лейтенант соглашается, а старший помощник, все еще присутствующий в БИП, говорит: «покажем ему, кто мы такие». Очевидно, что никто еще не осознает, что истребитель уже применил оружие, все думают, что он просто включил радар наведения и затем выключил его. Типа припугнул.

21:09, впередсмотрящий Williams кричит по громкой связи «missile inbound». Вахтенный офицер на мостике тоже видит ракету. В этот момент Collins все же подсветил «Мираж» радаром CAS, истребитель находился примерно в 10 милях.

21:09, старший помощник Gajan по радио сообщает в штаб «это USS Stark, к нам дважды применили радар наведения на цель…» Передача прервалась.

Во фрегат попадает первая ракета.

В помещениях гремят сигналы тревоги, вахтенный на мостике видит вторую ракету и по громкой связи объявляет «ракета, левый борт».

21:09, лейтенант Hayward, Support Officer (офицер поддержки – непонятно), выходит из БИП и видит капитана, выходящего из своей каюты. Капитан входит в БИП.

Во фрегат попадает вторая ракета. Пауза между попаданиями 30 секунд.

Оружие, которое фрегат мог применить, но не применил:

– ракеты SM-1 MR;
– пушка МК75 калибром 76 мм;
– система защиты ближней зоны CIWS Phalanx;
– пулеметы калибра '50;
– установка отстрела дипольных отражателей и инфракрасных помех SRBOC.

Теперь дополнение.

Дополнение

Наверное, вы уже забыли, что среди участников событий затесался вполне гражданский самолет, да еще предназначенный для перевозки ВИП-персон?

Так вот, когда начались разборки, неожиданно возник вопрос – а откуда взялась вторая ракета?

У Ирака были истребители «Мираж F1» в варианте EQ-5, которые могли нести только одну ракету «Экзосет», и вариант EQ-6 с двумя ракетами.

Но вариант EQ-6 имел модернизированный радар Cyrano, характеристики которого немного отличались от того, что был установлен на младшей версии истребителя. Какой из них участвовал в атаке на фрегат, неизвестно.

Но ушлые журналисты, скорее всего, имевшие связи в разведывательном сообществе, впоследствии раскопали, что на самом деле фрегат атаковал модернизированный Falcon-50, на который был установлен такой же радар Cyrano, как на младших «Миражах», и направляющие для двух ракет. Об этом есть целая книга, и сейчас это считается установленным фактом.

На этом пока все.

Во второй части постараюсь рассказать о пожаре, повреждениях и борьбе с ними, а также о выводах комиссии по расследованию.

Источник: topwar.ru

Next Post

Концепт десантного корабля MRSS от компании Steller Systems

Высадка десанта с кораблей Fearless Королевский военно-морской флот Великобритании планирует в отдаленной перспективе обновить и улучшить свои десантные возможности. С этой целью сейчас запускают программу MRSS, по итогам которой флот получит шесть десантных кораблей нового проекта. Пока программа находится на стадии приема заявок, и уже известен первый участник. Компания Steller […]