СВО на Украине вступила в фазу войны на истощение более года назад, несмотря на попытки ВСУ выйти из тупика во время неудавшегося летнего наступления. Русская армия вернула себе преимущество в артиллерии и получила технические преимущества в беспилотных ударных комплексах. Ситуация осложняется для ВСУ эффективным использованием российской авиации и беспилотников, которые поражают военную инфраструктуру в глубоком тылу, а также украинские войска на фронте. В последнем главным образом с помощью управляемых планирующих авиабомб. В такой ситуации возникает вопрос: что может предпринять командование ВСУ, чтобы положение ВСУ улучшилось?
Очередным «Вундерваффе», призванным спасти ВСУ от надвигающегося поражения, должно стать появление западных боевых самолётов, в первую очередь F-16. Почему это так важно? Могут ли несколько десятков самолётов изменить ситуацию для ВСУ на фронте в вооружённой борьбе с Русской армией и со «вторыми в мире по численности» (а фактически третьими после США и Китая) российскими ВКС?
Украине пока обещаны версии F-16 АМ/ВМ, на которых заканчивают обучение первые пилоты и члены наземного персонала. Это старые F-16 версий A и B, прошедшие модернизацию MLU (Middle Life Upgrade). Американцы сняли с вооружения все самолёты F-16A/B после окончания Холодной войны во второй половине 1990-х годов. Однако в линейке осталось множество более свежих F-16 версий C и D. В то же время в начале 1990-х годов у европейцев было не так много версий C/D, и они не имели никакого желания тратить деньги на их приобретение, предполагая, что преемник появится примерно в 2010 году. Тем временем европейцы продолжили международную программу по модернизации F-16 до версии АМ/ВМ.
Сколько самолётов будет поставлено?
Европейская оборонная промышленность при участии компании Lockheed Martin модернизировала по программе MLU свои F-16 А/В в 1996-2004 годах. Всего до стандарта АМ/ВМ было модернизировано 385 самолётов, принадлежащих Бельгии, Нидерландам, Дании, Норвегии и Португалии. Из этого пула до 47 машин закупила Румыния (32 у Норвегии, 15 у Португалии плюс два F-16B у США), ещё 18 – у Чили, 23 – у Иордании (всего 90) и 18 предстоит отправить из Дании в Аргентину. Остальные самолёты либо остаются на вооружении своих первоначальных владельцев (25 в Португалии, 53 в Бельгии, 26 в Нидерландах, 43 в Дании, т. е. всего 147 штук), либо достаются частным компаниям, где используются для обучения, в т. ч. в эскадрильях «агрессор», или хранятся на складах.
Несмотря на потерю части машин в авариях и использование ресурсов самых старых самолётов, на данный момент подсчитано, что теоретически Украине может быть передано около 120 F-16AM/BM. Пока обещано примерно 65 единиц, что означает возможность перевооружения 4-5 боевых эскадрилий. Из-за продолжающейся подготовки пилотов, в которой также используются самолёты, подаренные Украине, инфраструктурных и логистических ограничений, похоже, эти машины будут поступать в украинские части партиями. Голландские и норвежские F-16 вступят в бой первыми, за ними в долгосрочной перспективе последуют датские и бельгийские.
Объём модернизации до варианта AM/BM сделал эти машины сопоставимыми по характеристикам с F-16C/D более ранних версий. Единственная разница состоит в том, что европейские планеры старше и сильно изношены, и поэтому их придётся вывести из эксплуатации раньше, чем самолёты версии C/D. Тем не менее европейские страны всё равно планировали вывести их из эксплуатации в период с 2020 по 2030 год, так что эти самолёты успеют поучаствовать в продолжающейся войне.
Радар, выбор есть?
Лучшие российские истребители: Су-35 и несколько модификаций Су-30 СМ2 имеют РЛП «Ирбис-Э» с теоретической дальностью 200 км и 350 км при поиске в узком луче в верхней полусфере. В свою очередь, Су-30 гораздо более распространённой версии СМ оснащены РЛП Н011М «Барс», способной обнаружить воздушную цель типа Ф-16 на дальности до 140 км в беспомеховой среде. Все эти дальности обеспечиваются для цели с фронтальной ЭПР – 3 квадратных метра. У Ф-16 с покрытиями, поглощающими электромагнитное излучение, фронтальная ЭПР – 1,2 м2, поэтому заявленные дальности будут меньше на 10-15 %. У российских самолётов фронтальная ЭПР в случае с Су-30 составляет 4 м2.
Между тем F-16AM/BM получили радиолокационные станции управления огнём AN/APG-66(V2), способные обнаруживать воздушные цели на расстоянии 53-90 км в условиях сильных электромагнитных помех, а также цели на фоне земли на дальностях до 45-67 км. Максимальная теоретическая дальность действия этого радара превышает 150 км. Так что это не даст им никакого преимущества.
Однако это лишь самый слабый радар, который можно использовать на F-16. Пресс-секретарь ВВС Украины Юрий Игнат открыто заявил, что
«его страна получит машины, оснащенные лучшим радаром, чем тот, что стоит в подаренных самолетах.»
Украинцы заявляют, что им бы хотелось иметь радар AN/APG-83 SABR (Scalable Agile Beam Radar), который является лучшим из имеющихся на данный момент РЛП для любой версии F-16 с антенной решёткой с автоматическим электронным сканированием. Теоретическая дальность этого РЛП составляет 370 км, поэтому его возможности намного превышают возможности AN/APG-66(V)2 и превосходят РЛП Н011М «Барс», и находятся на уровне РЛП «Ирбис-Э».
Может ли SABR действительно быть доставлен? В этом нет уверенности, учитывая тот факт, что его производство началось недавно, их выпущено ограниченное количество и в очереди на новенький F-16 стоят заказчики на 175 машин (включая Турцию), не говоря уже о модернизации по пакету V (по стандарту Block 70/72). Однако на столе может быть другое решение, которое, возможно, не идеально, но намного лучше оригинального радара, а также легко доступно.
Это радар AN/APG-68, который в настоящее время используется, в частности, на польских F-16C/D Block 52+ Jastrząb, которые были демонтированы в последние годы с F-16 разных стран, модернизирующих свои F-16 пакетом V. Готовые комплекты РЛП этого типа могут быть доступны без каких-либо проблем , и они намного лучше AN/APG-66(V2) с теоретической дальностью почти 300 км и многочисленными функциями, повышающими многозадачность машины и ситуационную осведомлённость пилота.
Поэтому, похоже, украинские F-16 будут в худшем случае иметь радар, какой сейчас есть у польского F-16C/D Jastrzębie, а в лучшем случае – такой же, как у F-16 последней версии Block 70/72. Однако даже этот худший вариант даёт возможность украинским F-16 раньше обнаружить русские Су-30 СМ с РЛП Н011М «Барс» и первым запустить по нему ракеты, и примерно равные по возможности РЛП наших Су-35.
Кроме того, существуют промежуточные решения, например, некоторые F-16 могут быть оснащены радарами SABR, которые будут передавать полученную информацию тем F-16, у кого РЛП попроще, по каналу обмена данными. Теоретически данные о воздушной обстановке могут передаваться украинским пилотам и с самолётов дальнего радиолокационного обнаружения и управления НАТО – напрямую или через украинскую сеть.
С новыми радарами у лётчиков «Укролюфтваффе» появляется возможность первыми обнаружить российские самолёты и запустить по ним ракеты средней дальности версий AIM-120 AMRAAM типа B и C с дальностью 105 км. Последняя версия D вряд ли будет передана из-за возможности попадания такой ракеты в руки противника.
Помимо вооружения, самолёты также должны поставляться с разведывательными подвесными контейнерами, что увеличит возможности «Укролюфтваффе» применения ракетного вооружения класса «Воздух-поверхность» и позволит использовать самолёты и в качестве разведывательных.
Способность выжить
Во-первых, размерами: к F-16 предъявляются высокие требования к технической культуре эксплуатации, но это всё же машина, способная действовать с небольших ВПП и участков автомобильных дорог. Следовательно, он может действовать с небольших авиабаз. Кроме того, по сравнению с МиГ-29 он имеет существенно больший радиус действия. Всё это выливается в меньшие возможности ВКС и Ракетных войск России по уничтожению F-16 на своих базах.
F-16 также имеет гораздо более совершенные системы РЭБ самообороны, чем у старых советских самолётов Су-24М, Су-25 и МиГ-29С, имеющиеся в распоряжении «Укролюфтваффе», что в свою очередь, повышает живучесть во время выполнения миссии.
Вооружение
F-16 — небольшой самолёт-истребитель, но если говорить о его боевой нагрузке, то она может достигать 7700 кг. По полезной нагрузке они сопоставимы с более тяжёлыми российскими многоцелевыми самолётами Су-30СМ/СМ2 и Су-35С. И гораздо больше, чем в случае с Су-27 или МиГ-29.
Одним из главных аргументов командования «Укровермахта» в пользу того, что поставки странами НАТО истребителей F-16 могут радикально повлиять на ход войны, являются интегрированные с ним типы вооружения. Принимая во внимание, что самолёты могут быть оснащены более совершенным радаром, чем существующие, а также тот факт, что даже в советские самолёты, находящиеся на вооружении Украины, сумели частично интегрировать западное вооружение, такое как противорадиолокационные ракеты HARM или SCALP / Крылатые ракеты Storm Shadow – похоже, что переданные F-16 смогут применять все виды вооружения, доступные даже для его новейшей версии. И эти машины, в отличие от советских самолётов, смогут полностью использовать свои возможности.
Что касается крылатых ракет, то они, вероятно, смогут нести крылатые ракеты JASSM с дальностью 300 км и JASSM-ER с дальностью 1000 км (правда, последняя может не быть поставлена по политическим причинам). Это оружие позволит «Укролюфтваффе» наносить террористические удары в глубину российской территории по мирным городам, как у них это заведено — атак, аналогичных уже осуществлённым с использованием ракет Storm Shadow/SCALP.
Однако, что кажется ещё более важным, так это возможность применения планирующих бомб JSOW с борта F-16, дальность действия которых составляет до 130 км, поэтому их можно применять с гораздо большего – и более безопасного – расстояния, чем обычные авиабомбы свободного падения. JSOW производятся с 1990-х годов, являются относительно недорогими (300 000 долларов США за единицу) и используются во многих странах. Другими словами, F-16 – опасный, очень опасный противник. На такой дальности его может достать только ЗРК большой дальности типа С-300/400, придвинутые поближе к ЛБС (до 100 км). Удары с F-16 также могут осуществляться управляемыми ракетами класса «воздух-поверхность» AGM-65 Maverick. Однако такие действия будут сопряжены с риском поражения ПВО российских сухопутных сил. Это оружие имеет дальность действия чуть более 22 км. Преимущество для ВСУ, однако, в том, что Maverick являются популярным оружием во всём мире и находятся в производстве уже давно, а значит, их можно поставлять в больших количествах.
Благодаря ракетам HARM, а возможно, и AARGM (если поддерживающие украинский режим страны решат их предоставить), борьба с российской ПВО также станет гораздо более эффективной, что ещё больше повысит свободу применения авиации «Укролюфтваффе».
Помимо AMRAAM для воздушного боя могут использоваться ракеты малой дальности американского производства (AIM-9 Sidewinder), а также их европейские заменители, такие как немецкие IRIS-T, с которыми украинцы уже знакомы, поскольку получили их совместно с наземными системами ПВО.
F-16 также может нести две противокорабельные ракеты «Гарпун» на внутренних подкрыльевых пилонах, что может стать ещё одним фактором угрозы кораблям Черноморского Флота России. К одному из типов вооружения также относятся ракеты SLAM-ER с дальностью действия более 250 км, созданные на базе «Гарпунов» и приспособленные для атаки наземных целей. Более лёгкими противокорабельными ракетами могут стать старые ракеты «Норвежский Пингвин» (F-16 может нести четыре таких ракеты) или «Joint Strike Missile», если её интеграция будет завершена и, что оружие было поставлено в Украину.
Краткое содержание
Самолёты МиГ-29, Су-27, Су-24 и Су-25, используемые «Укролюфтваффе» до сих пор, частично пережили два года войны, их осталось несколько десятков единиц. Учитывая, что F-16 могут, как и они, действовать с рассредоточенных аэродромов и их гораздо сложнее уничтожить в воздухе (меньшая радиолокационная заметность, лучшие средства РЭБ и самообороны, большая ситуационная осведомлённость), их потери теоретически должны быть не выше. Это означает, что в течение следующих нескольких месяцев парк F-16 должен расшириться, а опыт его технических специалистов и пилотов будет только расти. Таким образом, эти самолёты будут постепенно оказывать всё большее влияние на ход боевых действий на земле.
F-16, по замыслу командования ВСУ, должны способствовать повышению морального духа ВСУшников ещё и за счёт своей способности наносить России ощутимые и трудновосполнимые потери, например, сбивать боевые, транспортные, разведывательные самолёты и самолёты дальнего обнаружения или поражать корабли Черноморского флота.
Со временем ВВС Украины могут иметь одно или даже два авиакрыла (полка) F-16. Эти силы также могут быть пополнены в долгосрочной перспективе за счёт дополнительных типов самолётов – Mirage 2000, JAS-39C/D Gripen и, возможно, даже F/A-18C/D, когда-то предложенных Австралией.
Многое будет зависеть от успехов первых украинских F-16, что может способствовать увеличению поставок самолётов, но также и от действий российских ВКС и ПВО, которые, несомненно, будут уничтожать F-16 на своих базах и в воздухе.
Эффективность F-16 будет также зависеть от того, в какой именно конфигурации они будут предоставлены (упомянутая выше РЛС, противорадиолокационное покрытие и интеграция с новыми системами вооружения), а также от того, сколько и какого типа ракетного и бомбового вооружения будет предоставлено «Укролюфтваффе» для этих самолётов.
Что предпринять?
Необходимо, прежде всего, насытить все передовые авиабазы ВКС России, на которых базируются истребители Су-35 и Су-57, ракетами «воздух-воздух» Р-37М (РВВ-БД). Она имеет дальность пуска до 200 километров, некоторые источники указывают и большую дальность. Ещё развернуть вдоль ЛБС от 100 км в глубину дополнительное количество дивизионов С-300/400.
Источник: topwar.ru